Мюссе и Гёльдерлин Статьи рекламодателей << УК ЗАО Сибирский Коммунальник
 

УК ЗАО Сибирский Коммунальник

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Наука и образование

В этом контексте нонконформизм - синонимы (перефразируя Маяковского, можно сказать: говорим нонконформизм, подразумеваем Высоцкий, и наоборот): слова Я из повиновения вышел (Охота на волков) могут быть поставлены эпиграфом ко ВСЕМУ без исключения творчеству героя нашего повествования. Бард не только всем своим творчеством бросал вызов благолепию по-советски, не только декларировал необходимость лететь на север, когда ВСЕ летят на юг (Белое безмолвие - уникальная песня-декларация от имени всей интеллигенции эпохи застоя) - он с порога отметал саму мысль приручиться, стать хотя бы чуточку более послушным (а такая возможность в самые последние годы жизни у него теоретически была!) . Когда ему вдруг открылись некие высокие двери и оттуда повеяло не только сановной снисходительностью, но и надеждой занять своё место в рядах со всеми вытекающими отсюда благами - вспоминает актёр Вениамин Смехов - он сочинил и не скрыл от своей публики песню: Меня к себе зовут большие люди, чтоб я им пел Охоту на волков... В провидческой балладе Монумент он сделал... предупреждение - каким его запомнить и каким не рисовать: не ретушировать следов боли, не сглаживать скул и углов, не облагозвучивать хрипоты. В упомянутой В. Смеховым балладе бард - пророчески предсказывая все посмертные попытки, говоря словами Маяковского, навести хрестоматийный глянец - буквально корчится от самой (жутко прочувствованной!) возможности того, что

ж). ИРОНИЗМ поэтики Высоцкого. Это явление многоуровневое, и о некоторых его аспектах мы ещё поговорим впоследствии, пока же отметим: сама способность к иронии (в т. ч. и над самим собой) прямо и непосредственно вытекает из всех предыдущих пунктов, составляющих, если хотите, психологический фоторобот интеллигента. В России эта тенденция просматривается в литературе с ХVII века (очень показательно - рубеж Нового времени!), и ещё ранее - с наследия скоморохов. Иронией пронизаны Повесть о Горе-Злосчастии, Повесть о псковском сидении (там ирония направлена на врагов), многие старообрядческие литературные памятники (в Житии инока Ефросина, например, оппонент героя поп Андрей описан так: Яко ёрш из воды - выя колом, голова копылом, весь дрожа и трясыйся от ревности великой, брада плясаше, зубы щелкаху), но, прежде всего, конечно - Житие протопопа Аввакума: автор последнего, просидев в заполярной земляной тюрьме 15 лет, описывал своё житьё-бытьё - Как мы живём, Тождество поэтической личности Державина так и сам царь не живёт; где едим, где пьём, там и испражняемся!. А про только что умершего царя Алексея Михайловича мятежный протопоп (считая, что место царя только в аду) написал: Как ты там срать-тово ходишь, стольники робяты подтирают ли тебе гузно в геенне огненной?. Аввакум был и пионером русской политической карикатуры - за что и сожжён на костре (нарисовал и распространил карикатуры на самого Алексея Михайловича!)... Впоследствии мастерами иронии в ХVIII в. были и Ломоносов, и Сумароков, и Барков, и Фонвизин, и Капнист; что же касается золотого века русской культуры (ХIХ в.), то здесь достаточно произнести одно имя - Пушкин, и этим всё сказано. Пусть данная ассоциация весьма смела, но параллель Пушкин - Высоцкий в контексте именно иронизма как художественной особенности вполне возможна (другие потенциальные параллели из ХIХ века - с Гоголем, Салтыковым-Щедриным, А. К. Толстым).

з). И, наконец, ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ поэтики Высоцкого. Уже отмечалось, что ветераны Великой Отечественной войны и зэки считали Высоцкого своим, полагая, что у него общая с ними судьба - на основании его песен. Но список может быть продолжен и дальше: Владимира Семёновича могли признать профессионалом моряки, лётчики, альпинисты, автолюбители, спортсмены разных специальностей, археологи, геологи... И все - исключительно на материале его песенного творчества! Прежде всего - благодаря лексикону его текстов: Высоцкий абсолютно профессионально разбирается в характерных для каждой конкретной профессии жаргонах и специфической лексике, причём вставляет данные слова и идиомы в тексты своих песен в высшей степени обдуманно, грамотно, без малейших швов (это касается и лагерного субъязыка, которым поэт пользуется столь же виртуозно) . Такой уровень профессиональной стилизации был недоступен Восковая персона практически больше никому в отечественной поэзии и эстраде 2-й половины ХХ века. Но и чисто музыкально бард совершает ту же операцию: несмотря на то, что в своей музыке (в отличие от поэзии) он никогда ни под что не стилизуется, сам выбор эмоциональной и психологической тональности оказывается всегда безошибочным - невозможно себе представить, чтобы, скажем, песни Вершина, Он вчера не вернулся из боя, Песня сентиментального боксёра, В суету городов, Кто сказал: всё сгорело дотла, Тюменская нефть, Эй, шофёр, вези бутырский хутор, Корабли и Марш археологов были написаны ОДНОЙ интонационной краской. Объяснить это только гениальным чутьём большого художника невозможно (хотя и этот фактор здесь, безусловно, присутствует); вернее, это можно объяснить таким образом применительно к музыкальной стороне дела, но не к поэтической. Для того, чтобы настолько ювелирно проникнуть в суть каждого конкретного субъязыка и чувствовать себя в нём как в естественной среде, безусловно, требуется огромная интеллектуальная





 



Путь по сайту: СибКом-Омск.ру
Конструктор сайтов
© 2010 - 2012    УК ЗАО "Сибирский Коммунальник"
г.Омск, Октябрьский административный округ, ул.Харьковская - 15, тел/факс: (3812) 54-44-27
Яндекс.Метрика